Роялти – что это такое простыми словами

Фотография Роялти – что это такое простыми словами

Термин “роялти” существует уже много веков. Во французский язык он пришел из латыни и означал “королевский”. Сегодня не осталось и следа от связи этого слова с монархами. Зато его часто слышат предприниматели и финансисты.

О том, что такое роялти мы расскажем простыми словами ниже.

Какие платежи бывают во франчайзинге

Предприниматели могут открыть свой небольшой бизнес, приобретя права на использование популярной марки. Это и называется франчайзингом. Однако выбрав этот путь, бизнесмены обязаны производить единовременный и регулярный платежи, которые называются паушальный взнос и роялти соответственно.

За что же нужно платить:

  • деятельность под популярным брендом;
  • перенятие опыта у известных предпринимателей;
  • помощь компании в приобретении оборудования, поиске персонала, его обучение;
  • продвижение со стороны главного офиса;
  • и другое воздействие на успех филиала.

Картинка: Взаимодействие сторон во франчайзинге

Картинка_Взаемодействие сторон при франшизе

Регулярная оплата франшизы: виды

Как уже было сказано выше, роялти – это ежемесячные платежи за использование бренда и получение дохода. Сумма выплат рассчитывается несколькими способами:

  1. Процент от продаж. В договоре прописывается, сколько франчайзи должен отчислить главной компании из месячного оборота. Обычно, это 2-5%.
  2. Стабильная сумма, которая не зависит от прибыли. Каждый месяц предприниматель платит одно и то же количество денег.
  3. Процент от разницы между стоимостью и себестоимостью (маржа). Это не такой распространенный способ, так как он сложно рассчитывается и не является выгодным.

Подход к выплате роялти выбирается уже на этапе разработки проекта франшизы. С помощью анализа, расчетов и прогноза вычисляется наиболее выгодный метод.

Помимо перечисленных вариантов франчайзер (главная компания) может устанавливать индивидуальные требования, которые подразумевают комбинированный роялти – например, по отдельным позициям взимается процент, а также устанавливается фиксированная цена за использование марки.

Иногда в сумму роялти входят платежи за расходные материалы, обучение сотрудников, техподдержку. Выбор подхода к выплатам также зависит от отрасли бизнеса. Есть фирмы, которые функционируют без ежемесячных платежей: салоны красоты, агентства маркетинга и другие.

Подробнее о регулярных выплатах

Согласно Википедии, роялти – это вознаграждение, которое выплачивается на постоянной основе за использование интеллектуальных трудов, природных объектов и ресурсов, а также других форм собственности. Если говорить простыми словами, такие платежи похожи на арендную плату. К примеру:

  1. Вы загрузили на свой компьютер лицензионную музыку любимого исполнителя или слушаете ее по радио – артист получает роялти за каждое прослушивание или воспроизведение его песен на официальных ресурсах.
  2. Издательство выпускает книгу автора в продажу – если договор предусматривает роялти, то писатель получает гонорар за проданные экземпляры.
  3. В городе N нет филиала популярной сети ресторанов японской кухни MYBOX. Предприниматель решает открыть в своем городе такое кафе, а за создание бизнеса он каждый месяц выплачивает торговой марке процент.

Как происходит расчет платежей

Но помимо того, что роялти может выплачиваться в процентах или в установленной сумме, выделяются и особенности расчетов:

  1. Если выплачивается аванс, то роялти снижается на его сумму. Например, автор получил 50 000 рублей перед выпуском книги и по договору должен получать 10% от оборота. Но прибыль ему будет выплачиваться после того, как совокупность продаж превысит 500 000 рублей, так как с этой суммы проценты были уже выплачены.
  2. В зависимости от суммы, от которой отсчитывается процент: оптовая цена, выручка, прибыль. Этот пункт обычно прописан в договоре. К примеру, книга стоит 600 рублей, ее оптовая цена – 300, а писатель получит 30 руб. за каждый проданный экземпляр.
  3. В расчеты могут включаться и налоги, так как роялти – это доход, а значит с него уплачивается НДФЛ в размере 13%.

Достоинства и недостатки

Взаимодействие с франшизой становится все более распространенным в России. Такими проектами интересуются как начинающие бизнесмены, так и уже продвинутые предприниматели. И неспроста, ведь плюсы для работы с платежами роялти для владельцев бренда значительные:

  • раскрутка с минимальными расходами: за открытие филиала берет на себя ответственность франчайзи;
  • региональное развитие бизнеса с дистанционным управлением;
  • дополнительный доход;
  • при процентных выплатах франчайзеры могут быть уверены, что размер прибыли в интересах и самого предпринимателя, являющегося партнером бренда.

Для франчайзи также есть свои выгоды:

  • возможность использовать имя и ресурсы бренда;
  • начинает работать уже с известной и раскрученной маркой;
  • перенятие опыта: открытие филиалов идет по определенной схеме, продуманной до мелочей;
  • огромные средства для продвижения: благодаря известности и рекламной кампании потенциальные клиенты уже ждут открытия.

Но не обойтись и без недостатков. Для хозяина марки это:

  • риски с репутацией: партнеры могут не соблюдать корпоративную этику, например, делая некачественную продукцию;
  • договор имеет строгие требования, так как это помогает контролировать поведение франчайзи;
  • конкуренты могут узнать секреты, разработки и инновации компании.

Для партнера также есть некоторые минусы:

  • нет возможности вести дела на свой лад;
  • обязательное соблюдение всех требований;
  • договор заключается на определенный срок, и расторгнуть его раньше времени невозможно;
  • перед открытием филиала арендатор должен пройти обучение.

Итак, мы выяснили, что роялти – термин, который повсеместно применяется в предпринимательской деятельности и имеет сходства с арендной платой.

При покупке франшизы бизнесмен должен выплачивать владельцу торговой марки ежемесячный процент, который прописан в договоре. За это он получает право на использование известного бренда, а также поддержку со стороны главной компании, опыт и знания.