Коммерческая концессия – что это такое?

Миниатюра Коммерческая концессия – что это такое

Что означает понятие «коммерческая концессия»

Коммерческая концессия основана на маркетинговой концепции, которая может быть принята организацией в качестве стратегии расширения бизнеса.

В зарубежном законодательстве коммерческая концессия имеет название франчайзинг. Вслучае реализации договора франчайзер лицензирует свои ноу-хау, интеллектуальную собственность, бизнес-модель, бренд и право продавать свои фирменные продукты или услуги франчайзи.

Франчайзи – это юридическое или физическое лицо, которое приобретает возможность использования бизнеса или торговой марки франчайзора. Взамен франчайзи оплачивает сборы и соглашается выполнять определенные обязательства, как правило, изложенные в договоре франшизы.

Слово «франшиза» имеет англо-французское происхождение от франка, что означает «свободный». Для франчайзера использование франчайзинговой системы является альтернативной стратегией роста бизнеса. Более простое и выгодное по сравнению с расширением через корпоративные торговые точки или сетевые магазины.

Принятие стратегии развития бизнеса франчайзинговой системы для продажи и распределения товаров и услуг сводит к минимуму риск капиталовложений франчайзера и риск ответственности. Как и любой бизнес франчайзинг не застрахован от риска. Но при правильном подходе франчайзинг может стать залогом успеха как для франчайзера, так и для франчайзи.

Тридцать три страны имеют законы, которые прямо регулируют франчайзинг. При этом большинство других стран имеют законы, которые прямо или косвенно влияют на франчайзинг. Договор также используется в качестве способа выхода на зарубежный рынок.

Историческое развитие франчайзинга

Бум франчайзинга пришелся на период после окончания Второй мировой войны. Но стоит заметить, что зачатки современного франчайзинга восходят к средним векам. Землевладельцы за определенную плату пользовались рынками и торговыми площадями для продажи излишков своей продукции. Начинание продолжало развиваться.

Например, в Англии 17-го века франчайзинг проявился в устройстве «связанных домов». Пивовары за оговоренный процент получали постоялый двор, который использовался, как рынок сбыта спиртных напитков и пива. Темне менее, рост франчайзинга был незначительным до середины 19-го века. В полной мере он появился в Соединенных Штатах.

Первые франчайзинговые операции

Одной из первых успешных американских франчайзинговых операций было дело, начатое предприимчивым аптекарем по имени Джон С. Пембертон. В 1886 году он изобрел напиток, состоящий из сахара, патоки, приправ и кокаина. Пембертон разрешил избранным людям разливать по бутылкам и продавать напиток, который был ранней версией того, что сейчас известно, как кока-кола.

Это была одна из самых первых и самых успешных франчайзинговых операций.

Компания Singer реализовала план франчайзинга в 1850 году для распространения своих швейных машин. Однако операция не удалась, и компания не заработала много денег. Хотя машины продавались хорошо.

Дилеры, которые имели исключительные права поглощали большую часть прибыли из-за больших скидок. Некоторым не удалось продвинуть продукты Singer, поэтому конкуренты смогли превзойти компанию. По существующему контракту компания Singer не могла отозвать права, предоставленные франчайзи.

Таким образом, компания начала выкупать обратно права, которые она продала. Эксперимент оказался неудачным. Возможно, это был один из первых случаев, когда франчайзер потерпел неудачу.

Франчайзинг в России

В российском дореволюционном праве, а тем более в законодательстве социалистического периода развития нашей страны не было определения понятия франчайзинга. Когда в ГК РФ появилась глава 54, посвященная принципам коммерческой концессии, это было воспринято как ощутимый сдвиг российского законодательства в отечественной теории права.

Кроме того, наличие специального регулирования франчайзинга подтвердило признание его в качестве добровольной сделки.

В наши дни стали активно пользоваться системой франчайзинга многие отечественные компании. Франшизы среднего размера, такие как рестораны, автозаправочные станции и кафетерии, требуют значительных капиталовложений и особого внимания делового человека.

Существуют также крупные франшизы, такие как отели, курорты и больницы, которые обсуждаются в рамках технологических альянсов. Сборы и другие выплаты за заключение договора франчайзеру выплачиваются три важных платежа:

  1. Роялти за товарный знак;
  2. Возмещение расходов на обучение и консультационные услуги, предоставленные франчайзи;
  3. Процент от продаж отдельного бизнес-подразделения.

Эти три сбора могут быть объединены в единый сбор за управление. Плата за «раскрытие» является отдельной и всегда является «входной платой».

Франшиза – это инвестиция во временный бизнес, а не покупка бизнеса с целью владения. Она классифицируется как бесполезный актив из-за ограниченного срока действия лицензии.