Флэшмоб – что это такое простыми словами

Картинка Флэшмоб – что это такое простыми словами

Что такое флэшмоб?

Для ответа в первую очередь необходимо обратиться к словарю. Так словарь молодежного сленга приводит такие толкования понятия: собрание людей в определенном месте для синхронного выполнения заранее оговоренных действий; кратковременная акция, имеющая целью получение удовольствия участниками, привлечение внимания случайных зрителей.

В русский язык слово пришло из английского. Буквальный перевод «мгновенная толпа».

Именно так: мгновенно и неожиданно начинается любой флешмоб, причем заканчивается он также неожиданно: участники как бы «растворяются» в толпе зевак.

Немного истории

Появление флешмоба связывают с выходом в свет книги «Умные толпы: следующая социальная революция». Г.Рейнголд, автор исследования, описывая социологические процессы, происходящие в обществе, пришел к выводу, что в ближайшем будущем люди будут использовать возможности телефонии и сети Интернет для самоорганизации.

Книга была опубликована осенью 2002 г., а спустя полгода состоялась первая попытка организовать «смартмоб», или «умную толпу». Акция не состоялась – о ней узнала полиция и помешала ее проведению.

Картинка: Происхождение флешмоба

Изображение Флешмоб

Первой удавшейся акцией считается проект, организованный в нью-йоркском универмаге. Тогда примерно 150 человек принялись объяснять продавцу, что их пригородная коммуна хочет приобрести очень дорогой ковер, причем именовали его «ковриком любви». Произошло это 17 июня 2003 г., это число теперь считается датой рождения классического флешмоба. Спустя несколько дней во многих американских и европейских городах прошли похожие выступления.

Главная цель классического флешмоба заключается в удивлении тех, кто волей случая окажется рядом с мобберами (так называются участники и организаторы). При этом у организаторов нет цели шокировать зрителей или вызвать у них отвращение.

Нельзя утверждать, что до 2003 г. не происходило ничего, что походило бы на флешмобы, но это были единичные явления, не имевшие популярности и каких-либо общих правил. Сегодня акции происходят достаточно часто, большинство из них придерживаются определенной идеологии.

Идеология мобберов

Построена на принципе идеологии движения. Обычно участниками акций являются люди, ищущие возможности отвлечься от обыденности.

Собрать незнакомых людей одновременно в одном месте помогают современные средства связи. Мобберы размещают новости о предстоящем событии в социальных сетях или специально созданных сайтах. Эта информация не является рекламой, так же и сама акция не может носить рекламный характер.

Это один из основополагающих принципов флешмоба. Среди других принципов значатся: акция не должна освещаться в средствах массовой информации, участники должны быть незнакомы друг с другом. Если это требование не получается выполнить, то во время «выступления» им предписано делать вид, что они знают друг друга.

Каковы правила флешмоба?

Во-первых, организуется на безвозмездной основе, то есть никто никому не платит и ничего не получает.

Во-вторых, зрители должны остаться в уверенности, что именно «здесь и сейчас» всем участникам пришла в голову одинаковая идея, которую они, не сговариваясь, воплотили в жизнь.

В-третьих, действия мобберов должны быть необъяснимыми, вызывать ощущение абсурдности происходящего.

Если акции не преследуют ни политических, ни рекламных целей, тогда почему они получили массовое распространение?

Все просто: таким образом люди хотят развлечься, хотя бы ненадолго стать свободными от общепринятых норм поведения, получить новые эмоции, найти новых друзей, испытать себя, почувствовать себя частью общего дела и др.

Последователи и рекордсмены

История «мгновенной толпы» насчитывает всего полтора десятка лет, но за это время появилось множество её разновидностей: неспектальный (реальный) моб, танцевальный моб, арт-моб, полит-моб, экстрим-моб и другие. Часть таких акций невозможно провести без предварительных репетиций, другая – имеет централизованное руководство.

Все это противоречит общим правилам классического флешмоба, однако сохраняет с ним некоторое родство, а именно развлекательность и безвозмездность участия.

За это же время сформировались некоторые традиции, например, 1 августа ежегодно, начиная с 2012 г., в разных странах, включая Россию, проходит флешмоб женственности. Самые неожиданные и интересные акции удостоились занесения в Книгу рекордов Гиннеса.

Самым грандиозным считается флешмоб, организованный зрителями шоу Опры Уинфри. В нем принимало участие больше 20000 человек. В Книгу рекордов России попал гигантский смайлик, в который в 2008 г. встали почти 10000 тысяч Челябинцев в желтых кепках.

Кто и как организовывает желающих

Обычно через сайт, существующий в каждом городе, происходит оповещение. Будущие мобберы обсуждают сценарии, вносят предложения и коррективы. Администрация сайта имеет право назначить время и место самостоятельно, но обычно прибегает к голосованию.

Обязательными условиями являются такие: место для проведения акции должно быть многолюдным, все участники акции в строго назначенное время должны начать синхронные действия, например, замереть на месте, выстроиться определенным образом.

Участники не могут отвечать на вопросы любопытствующих, чтобы не выдать смысла акции, либо заранее получают инструкции, что и как можно сказать.

Организаторы, планирующие очередную акцию, стараются:

  • сделать ее уникальной;
  • соблюдать общественный порядок;
  • избегать нарушений законодательства;
  • не общаться друг с другом до и после мероприятий;
  • не оставлять грязь;
  • не создавать помех в тех местах, где проводится акция;
  • строго следовать сценарию акции и др.

Законодательство и флешмоб

Некоторые рассматривают флешмоб как проявление «массового психоза», порождающего чувство вседозволенности, что при «грамотном руководстве» может перейти границы дозволенного и привести к бандитизму и правонарушениям.

После некоторых акций, состоявшихся в России, среди отечественных законодателей появились разногласия по вопросу о регламентации «спонтанных массовых мероприятий». А в некоторых государствах уже сейчас действуют запреты или ограничения на проведение групповых акций.

Так, в немецком Брауншвейге для проведения флешмоба требуется разрешение от властей. Британцам нельзя устраивать флешмоб на железнодорожном вокзале.