Что такое реформация

картина Что такое реформация

Значение термина «реформация» простыми словами

Реформация – религиозное, социально и политическое движение, происходившее в ряде государств западной, центральной и северной Европы с XVI по XVII века.

Итогом её стало образование ряда протестантских церквей, ставших альтернативой католичеству. В целом реформация, как общественное движение, была направлена против засилья католической церкви во всех сферах жизни европейского общества.

Отправной точкой для реформации принято считать публичное выступление М. Лютера, преподавателя богословия в университете немецкого города Виттенберг.

Он представил общественности свой меморандум, состоящий из 95 пунктов, направленных против католичества и существующих внутри него морального разложения и финансовых злоупотреблений.

Окончанием процесса реформации принято считать заключение Вестфальского договора, положившего конец Тридцатилетней войне (1618-48гг.).

По окончании этой войны, чудовищной для центральной Европы по своим последствиям, окончательно оформился современный для нас порядок «раздела» европейского континента по преобладающему конфессиональному признаку.

Юг Западной Европы остался в «юрисдикции» католичества, а на севере утвердились реформаторские протестантские церкви.

В центральной Европе сложилась более смешанная конфессиональная обстановка: католиков и протестантов здесь было примерно поровну.

инфографика Что такое реформация

 

Причины и цели реформации

Главное причиной реформации современные историки считают не какие-то религиозные противоречия между верующими и руководством католической церкви, а чисто экономические мотивы.

В XVI в. в северной и центральной Европе происходит зарождение капиталистического строя: происходит бурный рост производства и торговли. В городах строятся крупные мануфактуры и фабрики, основываются первые банковские дома, товарные биржи и торговые компании.

Подобные социально-экономические изменения не могли не привести к столкновению между крупными феодалами, сторонниками традиционного уклада жизни, и новым, только нарождающимся классом буржуазии.

Католическое духовенство в этой борьбе классов однозначно приняло сторону феодалов. С давних времён именно крупное и мелкое дворянство было основой могущества католической церкви.

Достаточно вспомнить эпоху крестовых походов, где именно рыцарство являлось главной движущей силой распространения католичества на Восток.

Ещё одной причиной реформации считается геополитика, а точнее – столкновение торговых и политических интересов стран юга и севера Европы.

Оплотом католической религии традиционно являлись южноевропейские регионы, где к началу реформации располагались наиболее сильные и богатые страны того времени – Венецианская и Генуэзская торговые республики, Испания и Португалия со своими обширными заморскими колониями.

Между этими старыми мировыми «грандами» и нарождающимися новыми центрами мировой промышленности в XVI в. назрел целый клубок противоречий, выливающийся в частые войны (испано-голландские, испано-английские и т.д.).

Крупные феодалы и монархи не скупились на щедрые дары церкви, видя в ней основу своего могущества.

Религиозные догмы прямо предписывали простому народу полное послушание своим господам, ибо «всякая власть – от Бога».

инфографика Реформация в Германии

Аристократия, по сути не принимавшая участия в непосредственном создании своих богатств, а получавшая их в виде податей, оброков и прочих поборов с подвластного населения, легко расставалась с ними, жертвуя церкви.

Новый класс буржуазии, в отличие от аристократов, лично принимал участие в создании собственных богатств, поэтому расставался с ними не так охотно, зная реальную цену деньгам. Католичество, в ответ на такую прижимистость, отвечало буржуа взаимной нелюбовью.

Церковь к тому времени всё больше превращалась в некую машину для обогащения своего руководства, своеобразное коммерческое предприятие по продаже «царства божьего» всем желающим.

Причём подобная торговля приняла не только завуалированные виды, типа отпущения и отмаливания грехов священниками за определённое пожертвование.

Отпущение грехов было поставлено на коммерческий поток: церковные деятели, а подчас и простые торговцы-подрядчики, продавали народу особые бумаги – индульгенции, в которых заранее прописывалось отпущение всех грехов, совершённых и ещё несовершённых.

В зависимости от своей стоимости, индульгенция освобождала как от мелких, так и от самых тяжёлых грехов – убийства и богохульства.

Всё это не могло не выразится в осуждении со стороны многочисленной прослойки верующих и мелких церковных служащих, видевших такое разительное различие между словами католических проповедников, и их реальными поступками.

Таким образом, негативное отношение к католичеству буржуазии и простого народа накладывается друг на друга, и приводит к всплеску массового недовольства высшим духовенством.

Следует сразу сказать, что реформация не носила антиклерикального направления. Целью её была борьба не против религии как таковой, а против отдельных лиц, верховного духовенства, узурпировавших право представлять бога на земле.

Новое время нуждалось и в новой религиозной идеологии, к созданию которой приступили отцы-основатели протестантизма.  

Течение процесса реформации в Германии

Как ясно из названий, «реформация» означает некое реформирование, а «протестантство» – некий протест против сложившего порядка.

Центром реформации становится Германия, где в XVI в. сложилась особо тяжёлая социально-экономическая ситуация. Тяжёлые поборы, собираемые с крестьян местными феодалами, совмещались с необходимостью нести различные церковные повинности в пользу духовенства и монастырей.

В 1517г. университетский преподаватель, доктор Лютер вывесил на дверях городской церкви г. Виттенберг свои знаменитые тезисы против морального разложения католического духовенства.

Выступая перед народом, он сформировал основы религиозной идеологии протестантства. Основой его богословской теории являлось положение о том, что человеку для общения с богом не нужна масса всевозможных посредников в виде церковных иерархов.

Он отвергал не только институт духовенства, но и все издаваемые им законы и предписания. Единственным духовным законом для верующего человека он объявил Библию, все же прочие позднейшие церковные установки – лживыми, и исходящими от лукавого.

Первоначально Папа римский и его приближённые не придали выступлениям Лютера большого значения. И только после широкой поддержки, оказанной ему народом, а также рядом прогрессивной аристократии, папа перешёл к активным действиям.

Народный проповедник был отлучён от церкви и проклят Папой. Император Священной римской империи Карл-V также объявил его вне закона. Против сторонников реформации начались репрессии как со стороны духовных, так и светский властей.

В ответ народные массы в Германии под руководством бюргеров (городской буржуазии) предприняли демарши против католичества, подчас принимавшие формы погромов монастырей и духовных миссий.

Несмотря на осуждение таких действий Лютером, народ всё более радикализировался. К реформаторскому движению даже присоединилась часть низшего, обедневшего рыцарства, поднимавшая мятежи против церковной власти.

Пиком народного недовольства стала разразившаяся в Германии в 1520-х годах крестьянская война, руководителем которой стал последователь Лютера, Т. Мюнцер.

Число сторонников реформации росло с каждым годом. Вскоре к протестному движению стали присоединяться целые страны: в 1530-х об отделении от католичества объявили 6 германских княжеств и 14 вольных городов.

Лютер пишет две религиозные книги – малый и большой катехизисы, – в которых излагает основы нового вероучения.

В это же время начинается процесс разногласия и внутри самого протестантизма. Так, в результате теологического спора, от Лютера отделяется проповедник Цвингли, основавший собственную церковь, позднее получившую известность как Кальвинистская.

После смерти Лютера в центральной Европе происходит целый ряд религиозных войн, в которых государства, принявшие протестантизм, отстояли свои права на свободу вероисповедания от сторонников папства.

Наиболее известными стали войны католиков и гугенотов во Франции, одним из эпизодов которй стала Варфоломеевская ночь, Шмалькальденские войны в Германии и т.д. Финалом этих столкновений стала Тридцатилетняя война, положившая конец попыткам католических стран подавить протестантизм.

В течение XVII в. протестантство широко распространилось по северу и центру Европы. В Швейцарии его проводниками стали Цвингли и Кальвин, в Швеции – братья Петри, в Дании – Таусен и т.д.

В Англии же руководитель реформации стал сам король, Генрих-VIII, пожелавший таким образом обрести независимость от Папы в своём геополитическом конфликте с Испанией и Португалией.

На сегодня численность протестантов в мире составляет порядка 220 млн. человек. Из них свыше 75 млн. принадлежат к англиканской церкви, 67 млн. – к пятидесятникам, 25 млн. – к адвентистам. Остальные – методисты, баптисты, анабаптисты, пуритане и т.п.