Что такое классицизм в литературе, определение, основные правила, законы

картина Что такое классицизм в литературе, определение, основные правила, законы

Понятие классицизма в литературе, главные правила и нюансы

Классицизм – литературное направление, переводится с латинского как «образцовый». В качестве образцов выступали творения античных авторов.

В Европе классицизм появился значительно раньше, чем в России: произошло это в 17 веке после выхода в свет статьи Н.Буало «Поэтическое искусство».

В русской литературе господство классицизма утвердилось в 18 веке. Его появление напрямую связано с установлением абсолютной монархии, что было резким скачком вперед по сравнению со средневековой отсталостью.

инфографика Классицизм

Основные черты классицизма

На первый план выдвигаются гражданские проблемы. Литература становится проповедником идеи служения отечеству, она зовет следовать высоким нравственным принципам долга, чести, благородства.

Рационализм или рассудочность – обязательный элемент в произведениях классицистов. В центре внимания писателя не чувства, а рассудок героя.

Сам автор также подчиняется требованию вести повествование последовательно, логично, он пытается создать лишь видимость взволнованности. Достигается это использованием риторических вопросов и риторических восклицаний.

Нормативизм. Герой обязательно является воплощением отвлеченной идеи. Например, если реалисту потребуется создать образ неуча, то он в основу описания положит жизненные наблюдения и обобщит их.

Классицист поступает иначе: он исходит из обобщенного представления о необразованности, не придает значения конкретному жизненному материалу.

Герои классицистических произведений – это не те люди, которые есть в жизни, это люди, какими они должны быть по представлению писателя. Данное правило действует как в отношении положительных, так и отношении отрицательных героев: злодей у классицистов – высшее воплощение идеи злодейства.

инфографика Черты

Односторонность и схематизм обрисовки характеров являются следствием нормативизма. Характеры героев строятся прямолинейно, они основываются на нескольких чертах и являются либо сугубо положительными, либо только отрицательными.

Классицисту нет необходимости раскрывать внутреннее богатство, сложность и противоречивость духовного мира человека.

Дидактизм – это прямое поучение, вложенное в уста положительных персонажей. Писатель формулирует идею не в образной, а в логической словесной форме, поступает так же как баснописцы, заключающие смысл в мораль. Именно морализаторскими являются монологи Стародума и Правдина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Подражание античности. Данная черта лежит в основе термина «классицизм». В качестве образцов для писателей служили классические произведения древнегреческой и древнеримской литературы.

Выражалось это в заимствовании сюжетов (например, из «Илиады», из легенд о царе Эдипе, Оресте, Антигоне), обязательно использовались мифологические и поэтические образы (Зевс, Марс, Пегас, Зефир, Амур, лира).

инфографика Характеристика

Родом из античности и правила построения произведения (призывы к музе в посвящении, три единства).

Представление об эстетической неравноценности жизненных явлений и литературных жанров. Классицист уверен, что высокие нравственные качества могут воплощаться только в людях, занимающие высокое общественное положение в обществе – царях, полководцах, придворных.

Этим героям должно было «появляться» только в произведениях «высоких» жанров – одах, героических поэмах, трагедиях. Поэтика и язык в этих произведениях призваны создавать возвышенное настроение.

Однако классицисты могли показывать представителей высшего круга не только героическими людьми, но и злодеями. Правда, даже пороки должны быть величественными, грандиозными.

Люди, стоящие на социальной лестнице несколькими ступенями ниже, изображались заурядными, часто смешными, наделенными комичными привычками, низменными пороками.

Изображались они в произведениях «средних» и «низших (низких)» жанров – комедиях, сатире, басне. Смешение в одном произведении «высокого» и «низкого», трагического и комического считалось недопустимым.

инфографика Эстетические принципы

Правила творчества

Классицисты обязаны были следовать определенным правилам творчества. Примером являются знаменитые «три единства» в пьесе: места, времени и действия.

То есть в произведении не могло быть нескольких сюжетных линий. Кроме того следовало использовать «три штиля», «говорящие» имена и фамилии героев.

Именам отводилась особая роль: они сразу же давали определенную характеристику персонажа и обрисовывали важнейшие черты характера. Например, фамилия Кутейкин произошла от слова «кутья», так называли попов, имя София могло принадлежать только мудрой девушке и т.д.

Русский классицизм во многом близок к французскому (Мольер, Корнель, Буало и др.). Но он не был простым подражанием иностранным образцам.

Русские писатели учились у европейских предшественников, однако внесли много оригинального. Русский классицизм имеет большую связь с действительностью, чем французский.

В отечественных произведениях более резкой критике подвергаются существующие порядки. Да и традиции античности Ломоносовым, Фонвизиным, Карамзиным, Радищевым и другими писателями перенимались не так слепо, как французами.

Следует отметить, что классицизм для 18 векаявление прогрессивное, способствующее расцвету литературы.

Строгие рамки обязательных правил не так уж строго стесняли писателей-классицистов. Лучшее в наследии классицистов перенимали и творчески перерабатывали представители других литературных направлений: Рылеев, Грибоедов, Пушкин.